В первой части интервью с учредителем и председателе НПО «Помощь в образовании водителей» Фазилем Мамедовым мы поговорили о сложных отношениях между водителями и инспекторами дорожной полиции. Вторая часть нашей беседы посвящена не менее злободневным проблемам дорожного движения.
Autograph: У меня такое ощущение, что многие водители просто не знакомы с правилами дорожного движения, более того, даже не знают элементарных вещей. К примеру, еду в машине с товарищем. Он меняет полосу движения, при этом, не включает «поворотник». Спрашиваю - почему не включил «поворотник»? Он оказывается не знает, что статья 42 ПДД «начало движения, маневрирование» обязует водителя включать «поворотники» при переходе с одной полосы на другую. Наша дорожная полиция всегда жалуется, что у водителей низкий уровень знаний и культуры.
Самое интересное то, что они сами создают когорту этих водителей и сами же на них жалуются.
Фазииль Мамедов: Во-первых, водители обучаются в автошколах, и непосредственно дорожная полиция ответственна за оих бучение. С другой стороны, мы все знаем, что во многих автошколах к обучению подходят формально.
Руководители подходят к этому вопросу с коммерческой стороны, цель - получить деньги, при этом никакой ответственности за качество обучения. У слушателей курсов своя цель - получение справки об окончании и получение допуска к экзаменам.
Представьте себе, курсант, не сдавший экзамены в ГДП, требует вернуть деньги за некачественное обучение. Это было бы хорошим стимулом работникам автошкол для пересмотра процесса обучения.
По поводу нарушителей-полицейских. Знаете, у Аркадия Райкина была миниатюра, смысл которой был в фразе: «Кто за очередью следит, тот без очереди и берёт».
Наши «гаишники», следят за нарушителями, поэтому себя они не штрафуют. Это как бонус в работе дорожной полиции - право безнаказанно нарушать. Да, мы как всегда идём «в ногу», а весь мир «не в ногу». Посмел бы немецкий полицейский не включить «поворотник», да этого и «не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Autograph: Однако, органы полиции принимают экзамен у курсантов и дают им право на вождение транспортных средств.
Фазиль Мамедов: Современная методика обучения - зазубривание тестов. Меня в далёкие восьмидесятые на водительских курсах именно обучали, рассказывали, что и как, а на экзамене в ГАИ так же шел диалог экзаменуемого с экзаменатором. Не страшно, если ты в чём-то ошибся, например, не смог назвать максимальную длину автопроезда, но если ты не смог объяснить, почему автомобиль, едущий в гору, имеет преимущество перед автомобилем, едущим с горы, это было уже существенно.
Возвращаясь к сегодняшнему обучению, отмечу, что тут принцип: вызубрил, сдал экзамен, благополучно забыл вызубренное. Это одна из причин наших бед, другая - наша ментальность. Почему-то у нас ты «крутой», если нарушаешь. Во всём мире чем выше человек стоит на социальной ступени, тем он грамотней, интеллектуальней, законопослушней. И признаком дурного тона является нарушение ПДД (т.к. мы говорим сейчас о дорожном движении). У нас всё диаметрально противоположно, чем больше ты нарушаешь, тем с большим уважением к тебе относятся. При этом, не умственные способности, а склонность нарушать - твой показатель твоей социальной значимости. Чем больше ты нарушаешь, тем выше ты в глазах наших сограждан.
«Аааа, видишь, видишь Рейдж Ровер «666» на красный пролетел! Да это сын (племянник) такого-то, того-то. Он за «666» двенадцать штук отвалил, его все гаишники знают», - не раз слышал такие реплики. Или когда такие людишки кичатся друг перед другом тем, что не знают знаков. С какой гордостью, апломбом они заявляют; «да я даже не знаю, что означает «кирпич!». И тут - аналогичная ситуация, работники полиции, принимающие экзамены, после удачной их сдачи водителями видят своих подопечных в последний раз.
Практика на сегодняшний день такова, что, в принципе, если человек получил водительское удостоверение, он ни к кому не можем предъявить претензии, если уровень его знаний и навыков низкий. Ни к тем, кто его учил, ни к тем, кто оценивал его знания. Высокое сознание - один из стимулов безопасной езды, но, к несчастью, именно этим мы гордиться и не можем.
Ещё одна из причин такого низкого уровня знаний - наши блюстители порядка. Если во всём мире главная задача работников дорожной полиции - безопасность, то у наших «гаишников», как они считают, главная задача «казнить и не миловать». Чем больше протоколов - тем лучше он проявляет себя перед вышестоящим начальством. Как будто, управление дорожной полиции - бюджетообразуещий орган и основная его цель - изъять наибольшее количество денег у своих же сограждан. Исходя из этих показателей, чем безграмотней водитель, тем проще и веселее живётся «гаишникам».
Autograph: И не пристегиваться полицейские тоже имеют право…
Фазиль Мамедов: Знаете, я вдоль и поперёк перечитал Закон о дорожном движении, и нигде не нашёл там такого понятия, как водитель – полицейский. Есть только понятие «водитель», а в статье 37 «Обязанности водителя» в пункте 6) написано: «при движении в автомобиле, оснащенном предусмотренными конструкцией ремнями безопасности, затянуть ремень и обеспечить его затягивание и пассажирами (допускается НЕЗАТЯГИВАНИЕ ремня детьми до 12 лет, водителями при движении задним ходом, беременными женщинами, лицами, … а в населенных пунктах, кроме того — водителями и пассажирами оперативного транспортного средства), а на мотоцикле застегнуть мотошлем и обеспечить застегивание мотошлема и пассажирами». Т.е. полицейские имеют право только «не затягивать ремни», но всё равно должны быть пристёгнуты.
Правда, столкнулся с репликой Кямрана Алиева, полковника, начальника отдела по связям с общественностью, который утверждал в одном из своих интервью, что инспекторам дорожной полиции разрешается нарушать правила. Всё-таки хочется верить, что это ваш брат-журналист неправильно понял его слова … не верю, что полковник с таким огромным стажем мог сказать такое. Ну, если говорил о нарушении, то так, что если имеет место «нарушение», то за нарушение должно последовать наказание.
Нет, ПДД никому нарушать не дозволяют, другое дело, словосочетание «иметь право на режим преимущественного движения». Но и в этом случае, согласно статье 48, «Движение транспортных средств в режиме преимущественного движения и задачи других водителей в связи с ним» Закона о дорожном движении, в которой написано:
« I. Транспортные средства с надписями «полиция», «скорая медицинская помощь», «пожарная» и другие … во время выполнения спецзадания обладают режимом преимущественного движения. В таких обстоятельствах водители указанных транспортных средств должны устанавливать специальные световые сигналы и звуковую сигнализацию».
Это означает, что включать световую и звуковую сигнализацию спецавтомобили имеют право в лишь в тех случаях, когда они выполняют СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. То есть, пожарная машина не имеет право включать «мигалку» и «сирену» если она с пожара, а «скорая» - если не везет тяжелого больного, которому нужна экстренная помощь. Это относится и к патрульным автомобилям дорожной полиции.
В этой же статье, в V пункте сказано - «. … Водитель транспортного средства, следующего в режиме преимущественного движения, может отступить от требований настоящего Закона, если это не ставит под угрозу других участников дорожного движения … ». Еще раз отмечу, что без необходимости водители спецавтомобилей не имею право на преимущественный проезд, они, как и все водители, должны придерживаться правил и нарушать их не имеют никакого права.
Autograph: Следующий вопрос об уровне наших автошкол, занимающихся подготовкой будущих водителей. Как-то, будучи в Финляндии, мне пришлось посетить местную автошколу. Дело в том, что обучение в финских автошколах двухуровневое, то есть, первый уровень, по нашим понятиям, обычные курсы водителей - изучение правил, законов и других юридических аспектов дорожного движения, знакомство с технической частью и вождение. Второй уровень - «контраварийный». На этом уровне курсантам даются навыки выхода из экстремальных ситуаций. Причем, в зависимости от времени обучения, выдаются «летние» или «зимние» права. Наши школы в этом плане отстают от европейских. По-вашему, нужно ли менять «советскую» систему обучения в автошколах?
Фазиль Мамедов: Уровень обучения у нас отвратительный. Я бы не согласился с выражением «советский», так как, в свое время эта система обучения была очень даже передовой. В советских школах изучали не только правила дорожного движения, но и проходили конструкцию автомобиля, работу двигателей, да и многое другое, что могло пригодиться в жизни. Это означает, что выпускник советской автошколы мог сделать мелкий ремонт или самостоятельно сменить спустившее колесо. Теперь почему-то этому не учат, может, это и правильно. Наверное, думают, что при наличии сотового телефона можно будет позвонить в автомастерскую за 200 км, и они когда-нибудь приедут и сменят колесо автомобиля. Нет, конечно, пересмотреть программу обучения надо, но этим должны заниматься профессионалы. Автомобили стали намного сложнее, изменились условия на дорогах, да и много чего изменилось.
Autograph: Я сам заканчивал школу мастера спорта по ралли Сергея Олеговича Овчинникова, причем, прошел оба курса - «контраварийный» и «спортивное вождение». Когда я, водитель более чем с 20-летним стажем, проходил первую стадию обучения, понял, что большинство моих знаний и действий были ошибочными. Лично я считаю, что надо менять систему обучения в наших автошколах из-за того, что она не отвечает современным требованиям.
Фазиль Мамедов: Я с Вами полностью согласен, но, в первую очередь, предложил бы спуститься с небес на землю. В первую очередь, желал бы, чтобы наши водители стали уважать ЗАКОН и соблюдали его, а также стали бы уважительно относиться ко всем участникам дорожного движения. А вот через три года, уже с багажом опыта и знаний, будет пора переходить на следующий уровень, изучать контраварийное вождение, еще через пару лет - вновь за парту, перейти на «спортивное вождение».
Autograph: А если человек не знает законы, как он их будет соблюдать?
Фазиль Мамедов: И тут Вы правы, у нас многие люди попросту не знакомы с правилами дорожного движения. Не могу утверждать, то есть, сам лично не покупал права и не платил за экзамен, но люди утверждают, что за курсы в автошколе платят 70 манатов, чтобы получить справку, но там ничему не учат. Справка нужна для того, чтобы допустили к сдаче экзаменов в дорожной полиции. Конечно, сегодня многие сдают экзамены сами, но упорно продолжают ходить слухи, что можно заплатить 700-800 манатов и, не зная и не умея ничего, получить права. Отставим в сторону даже этих людей. Из-за массового бескультурья на дорогах люди, которые сами сдавали на права и зналют правила дорожного движения, перестали выполнять самые обыденные действия - включать «поворотники» при маневрировании, стали выезжать за стоп-линию на перекрёстке, проезжать перекрёсток на красный свет - всё это перешло в разряд нормального поведения. Пропало чувство страха наказания, нет взаимоуважения, бескультурье стало нормой.
У нас самый крупный штраф берется за автохулиганство - 600 манатов и лишение прав на вождение на определенное время. Мы так радуемся, когда поймали одного хулигана, а то, что вытворяют частные автомобилисты - это капля в море, по сравнению с поступками водителей общественного транспорта. А ведь там почти каждый - это хулиган: выезды на встречный, игнорирование запрещающего сигнала светофора, высадка пассажиров на перекрестке и многое, многое другое. Я не устаю повторять, что в течение двух лет 10-15 раз были внесены изменения в Кодекс об административных проступках, касающихся исключительно частных автовладельцев. Все изменения, увеличение штрафов касаются водителей частных автомобилей.
Вместо того, чтобы ужесточать требования к водителям общественного транспорта, навести порядок в среди них, их вообще перестали видеть. Полицейскому проще наказать частного водителя, потому что, если сделать замечание, к примеру, водителю такси, то тут же собираются 3-4 таксиста и начинают поддерживать своего товарища, а также оказывают давление на инспектора, мол, они зарабатывают на кусок хлеба и прочее, прочее... А что, остальные на хлеб не зарабатывают? Или тот факт, что он зарабатывает на хлеб, дает ему право нарушать законы и правила? Это дает ему право стоять на зебре, на тротуаре или, двигаясь по четвертой полосе и увидев голосующего, подрезав всех, повернуть на крайнюю правую полосу, не включая «поворотник»? А когда он попадет в аварию, кто будет виноват - тот кто ударил его сзади?
Меня удивляет именно тот факт, что, вместо того, чтобы ужесточить законы в отношении водителей общественного транспорта, дорожная полиция ужесточает их против частных автомобилистов. Причина в слабой защищенности - частные автомобилисты - слабое звено, у которого нет времени на поиск справедливости. Для инспектора частный автомобилист - легкая жертва, а за водителем автобуса могут стоять какие-то структуры, заинтересованные и влиятельные люди, которые имеют возможность влиять на решение дорожной полиции.
Как мне рассказывал один из офицеров дорожной полиции, при остановке водителя автобуса, который едет на грани фола, инспектор, заходя в салон, чтобы разобраться с водителем, получает первый отпор, а вернее, на него нападают пассажиры автобуса, утверждая что этот водитель их ВЕЗЁТ. Люди не понимают, что с таким вождением он их ВЕЗЁТ НА КЛАДБИЩЕ.
В законе о дорожном движении ясно написано, что водители автобуса должны останавливаться под знаком 5.11, а водители такси - под знаком 5.14 и нигде более. Водители общественного маршрута не имеют права останавливать вне зоны действия этого знака. Что происходит? Водитель автобуса может высаживать пассажиров прямо на перекрёстке, а наш инспектор ДП почему-то не видит такие нарушения, ведь им легче наказать частника, а не зарвавшегося водителя автобуса.
Autograph: Поговорим о ситуации с регулированием дорожного движения. На наш взгляд, одной из причин возникновения заторов и пробок является именно оно.
Фазиль Мамедов: Тема, в принципе, простая и в то же время очень сложная.
Задача решается комплексно, т.е. эту проблему должны решать как все институты, связанные с дорожным движением, так и само общество. Институты - имеются в виду и исполнительная власть города, МВД в лице управления дорожной полиции, министерство транспорта, Азерёлсервис, Азерисигнал. Ещё хотелось бы поговорить о проблеме персональной ответственности работников управления дорожной полиции.
Постараемся по-порядку. Институты, связанные с этой проблемой, как одним из факторов, жалуются на возросшее количество автомобилей, находящихся во владении населения. Если обратиться к статистике, то у нас в среднем на 1000 человек приходится порядка 200 автомобилей. Это относительно небольшая цифра. Есть страны, где это соотношение доходит до 800 автомобилей на 1000 граждан. Это я к тому, что наши дороги имеют достаточную пропускную способность, чтобы переварить весь поток транспорта, который сейчас у нас имеется. Только надо правильно регулировать эти потоки.
В высшей школе на курсе аэродинамики нам показывали разницу между ламинарной и турбулентной конвекцией. Возьмем простой пример - исход жидкости из бутылки. Если бутылка освобождается с бульканием то, она пустеет в течение 12 секунд, а если организовать все в одну струю (раскрутить жидкость в бутылке) - то на это уходит 9 секунд. Так и на дорогах. Чем больше хаотичности, тем меньше пропускная способность дороги.
Вот другой пример, стоим мы на светофоре, как положено, на стоп-линии, дожидаясь зеленого сигнала. Тут какой-нибудь «умник» выезжает на встречную полосу, объезжая стоящие машины, становится за стоп-линией. Мало того, что он нарушил правила, выехав на встречную, он еще совершает нарушение, остановившись перед стоп-линией. При этом, он думает, что выиграл время. А на самом деле, он не выиграл, а потерял время, потому что, выехав за стоп-линию, уже не видит светофора и пока ему не посигналю, он не знает, что загорелся разрешающий «зеленый» и можно ехать. Так что он выиграл? Думаю, кроме того, что потерял время, еще и получил порцию брани и проклятий от других водителей. Резюмируя, можно сказать одно: сегодня мы используем возможности дорог не более, чем на 40%. То есть остается неиспользованным огромный потенциал.
Главный корень зла у нас в Баку - это низкий уровень культуры всех слоёв общества в любой области: в качестве водителей, пешеходов, работников полиции и игнорирование ЗАКОНОВ. Если мы победим эти пороки общества, то решим проблемы безопасности на дорогах процентов на 80. Мне хотелось бы верить, что рано или поздно, но наступит время, когда у нас в Баку ездить будет так же комфортно, как в Берлине или Стокгольме.
Удачи нам всем на дорогах!