Вот и отгремели спортивные автомобили из серии “Гран туризмо”. “Отдымели” и исчезли они с улиц нашей столицы. Перестали сетовать наши водители, дескать, все дорожные заторы из-за этих соревнований: пробок меньше не стало. Перестали жаловаться домохозяйки на непрекращающийся рев моторов и вернулись с балконов в свои кухни: снимать на “мобилу” больше нечего.
Спустились с крыш недостроенных зданий “халявные” зрители-камикадзе: рисковать свернуть шею более незачем. Даже интернет-ворчуны перестали “поститься” на тему: “Нужны ли народу автомобильные гонки?” Народ, между тем, требовал в эти дни хлеба и зрелищ и, надо сказать, получил сполна. Правда, хлеб заменяла пицца от известной сети ресторанов, зато зрелищ было хоть отбавляй. И не только для бакинской публики: соревнования транслировались на 170 телеканалах по всему миру, а самый подробный репортаж показал “Евроспорт”.
К сожалению, не многие у нас достаточно осведомлены об этих соревнованиях. Когда речь заходит об автоспорте, в первую очередь вспоминают “Формулу-1″, чемпионаты по авторалли, “Дакар” или 24-часовые гонки в Ле-Мане. Вот почему в минувшие дни в Баку можно было услышать разговоры о том, что это всего лишь шоу, показательные выступления. Да, были и показательные гонки на “исторических” болидах “Формулы-1″, однако лишь в перерывах, между основными событиями чемпионата Всемирной федерации автоспорта (FIA).
Мало кто знает, что сейчас в автомобильном спорте всего четыре чемпионата мира: картинговый, “Формула-1″, WRC и WTCC. Все остальные серии, сколь бы престижными и популярными они ни были, с точки зрения FIA, – “второй эшелон”. Однако с 2010 года “мировой” статус получила еще одна кольцевая серия – FIA GT. Что это за гонки, и чем они заслужили такую честь? Началось все более пятнадцати лет назад, когда FIA… закрыла чемпионат мира по гонкам спорткаров, который в разные годы назывался чемпионатом по “длинным” гонкам, чемпионатом спортпрототипов и т.д. Дело было в 1993 году, когда от кузовных автомобилей Gran Turismo в нем остались одни лишь воспоминания, а спортпрототипы стали непомерно дороги для автопроизводителей. Французский бизнес-драйвер Стефан Ратель (тогда ему было 29 лет) с Йоргеном Барфом и Патриком Петером объединили несколько европейских национальных серий в первенство BPR Global GT Series как гораздо более дешевую альтернативу. Гонки были в основном четырехчасовыми или тысячекилометровыми. С 1994 года серия меняла названия, классы, формат гонок (сначала они укоротились до трех часов, а пару лет назад – и до двух). Объединяло их одно – это были гонки автомобилей класса “Гран туризмо”, в значительной степени базировавшихся на серийных моделях. После трех сезонов рост и популярность чемпионата оценили в Международной автофедерации и присвоили ему статус чемпионата FIA. Стефан Ратель стал единоличным владельцем коммерческих прав и постепенно превратился в одного из ведущих промоутеров автогонок в Европе. Его компания SRO (Stefan Ratel Organization) проводит более десяти различных кольцевых чемпионатов от Великобритании до Бразилии, включая ряд национальных чемпионатов GT.
Вот что сказал Стефан Ратель на пресс-конференции, состоявшейся накануне бакинских стартов: “Мы, совместно с нашим партнером “Азтехника”, с большим удовлетворением объявляем о финальной гонке серии FIA GT 2013 года. Для участия в этих соревнованиях в Азербайджан съедутся именитые соперники, которые подарят незабываемое зрелище всем зрителям, а также тем, кто трудился над организацией данного мероприятия.
Целых два дня мы с дочкой (коллега по ТВ-передаче) благодаря официальной аккредитации и по приглашению команды Red Bull Sebastien Loeb Racing имели возможность наблюдать за гонкой изнутри и готовить репортажи. Находиться в “боксах”, видеть старт и финиш специально подготовленных Audi, BMW, Corvette, Ferrari, Lamborghini, Mercedes, McLaren и Porsche, чувствовать волнение пилотов и техников, наблюдать за пит-стопами, слышать звериный рык моторов и вдыхать гарь от жженой резины – все это оставило незабываемое впечатление, нам долго не хотелось покидать “новый бульвар” даже после окончания гонок.
Мы были расстроены тем, что команда Себастьяна Лоэба, нашего фаворита, легенды авторалли, девятикратного чемпиона мира в итоге оказалась четвертой. Однако вскоре нас ожидал приятный сюрприз, но обо всем по порядку…
В сезоне-2013 состоялось шесть этапов, в каждом из которых пилоты преодолевали квалификационную и основную гонки. Организаторы допускают на старт исключительно дуэты: пилоты обязаны сменить друг друга на пит-стопе. В финальном этапе принимали участие 14 международных гоночных команд и 30 GT-машин. Авторалли проходило на специально оборудованной дороге протяженностью чуть более четырех километров от площади Государственного флага вдоль побережья Каспия.
По итогам квалификации команда Лоэба оказалась шестой, именно с этой позиции ей предстояло стартовать в финальной гонке. Финальная гонка началась с толчеи в первом повороте: на входе в медленную “эску” кто-то из соперников подтолкнул сзади Mercedes гонщика из России Сергея Афанасьева, который к тому времени сумел пробиться с седьмой позиции на третью. Машину россиянина отбросило в сторону, и она столкнулась с Audi победителя первой гонки Николаса Майр-Мельнхофа.
Возникшей толчеей воспользовался пилот WRT Стефан Ортелли и проскочил в лидеры, но на трассу из-за необходимости заменить поврежденный поребрик в одной из шикан, выехал автомобиль безопасности, а соперникам удалось отодвинуть Стефана на третье место. На еще одной Audi лидировал Маркус Винкельхок, но его, как и еще троих пилотов, наказали за слишком активные действия в первом повороте. Это позволило Лоренсу Вантхору, сменившему Ортелли, оказаться вторым после обязательной волны пит-стопов. Бельгийский гонщик после этого сумел вплотную подобраться к лидеру гонки Алону Дэю (невероятно, но их с Максимилианом Буком экипаж по итогам квалификации был последним!) за рулем Mercedes-Benz SLS AMG, а затем и пройти соперника, когда у последнего возникли временные проблемы с двигателем.
Примечательно, что серебряные призеры чемпионата Франк Штипплер и Эдвард Сандстрем финишировали в Баку лишь на 11-м месте, из-за потери большого количества времени на пит-стопе, а экипаж команды Hexis, которая планирует уйти из чемпионата по завершению нынешнего сезона, стал вторым в финальной гонке. Причем на старте гонки Роб Белл откатился в конец пелотона из-за прокола колеса, но общими усилиями вместе с напарником Кевином Эстре они смогли прорваться за рулем McLaren на самый верх. После пит-стопа Эстре был восьмым, но сумел быстро отыграть несколько позиций, а уже на второе место он вырвался после успешной атаки, в результате которой обошел разом пилота команды Sebastien Loeb Racing Алвару Парента. Парент занимал третье место, когда выехав из боксов, но тотчас ошибся в медленном повороте. Португальцу пришлось свернуть на одну из улочек поселка Баил и выезжать оттуда задним ходом. В результате чемпионами в самой престижной категории Pro стали Стефан Ортелли и Лауренс Вантор, пилотировавшие Audi R8 LMS Ultra. А наши любимцы оказались лишь четвертыми. Однако оказалось не все так плохо.
После оглашения судейских решений произошли изменения. Экипажу команды Sebastien Loeb Racing сыграли на руку 10-секундные штрафы, назначенные соперникам, которые финишировали впереди них. Само наказание получили Роб Белл и Кевин Эстре, представляющие команду Hexis Racing, а также Максимилиан Бук и Алон Дэй из Charouz Gravity, которые соответственно опустились на третье и четвертое места. Внимание судей привлек эпизод за три круга до финиша: Парент, Дэй и Эстре вели борьбу за позицию, и во втором повороте двое гонщиков допустили контакт, которого, по мнению организаторов, можно было избежать. В тот момент Парент пытался атаковать Эстре по внутренней траектории в шпильке. Дэй спровоцировал контакт с пилотом Sebastien Loeb Racing, который, в свою очередь, ударил машину своего оппонента. После этого инцидента впереди оказался Эстре, позади которого расположились Дэй и Парент. В таком порядке они и финишировали. Однако, к нашей великой радости, справедливость восторжествовала. Призовой фонд в 100 тысяч евро достался Ортелли, команда Лоэба получила 50 тысяч, а обладатели третьего места довольствовались 25 тысячами евро. “Смог бы ты гонять по этой трассе 24 часа?” – спросил я у Себастьяна Лоэба, вспомнив, что он неоднократно участвовал в таких “суточных” гонках в Ле-Мане. “Нет, ваша трасса “круче”, это было бы опасно”, – ответил он. Будем надеяться, что наступит время, и Баку сможет принимать любые гонки, включая даже “Формулу-1″.